О средеСреда. Человечество за счет своей деятельности создает среду, которую мы не научились измерять, но она воспитывает, обучает, дает возможность развиваться обществу, раскрывает потенциал человека, помогает делать открытия, внедрять результаты деятельности, способствует появлению идеологии. Среда страны это – пространство и время общества.
Дано много толкований среды, но точной формулировки ее нет. Это связано с тем, что среда – это пространство и время общества, которое невозможно измерить. Поэтому, каждый ученый, исследователь, человек дает ее толкование в зависимости от рассматриваемого случая. Попытаюсь дать понятие среды относительно предмета рассмотрения.
Среда человека – это пространство и время общества, которая открывает окно возможностей к воспитанию, обучению, творению нового, вдохновлению индивидуума к раскрытию творческих способностей. Влияет на психические качества личности и его восприятия среды. Она постоянно меняется с течением времени под действием человека, меняет его самого.
Современный прорыв развития общества связан не только с наукой, наукоемкими технологиями, сколько с развитием общества, построением быстро развивающейся среды страны, дающей возможность развиваться средам жизнедеятельности. Этот прорыв, главным образом, связан с созданием развивающего общества, т.е. среды, которая способствовала бы инновационным процессам во всех ее сферах, максимально раскрыла бы творческий потенциал народа. Среда, которая позволила бы с максимальной скоростью и своевременно проводить научные исследования, внедрять, строить гипотезы, смотреть за горизонт будущего и т.п. Среду можно сравнить с потенциальной энергией, которую мы не видим, но пользуемся ее плодами.
История среды (коротко). Среда, созданная человеком, появилась тогда, когда примат начал свою осмысленную деятельность. Вероятно, когда он стал создать семью для выживания себя и своего потомства. В связи с творческой деятельностью человека стали появляться новые среды. Они развивались вместе с человеком. Он стал создавать каменные орудия труда, выращивать растения, мастерить, появилась письменность, математика, физика, организованная наука и производство, паровые машины, учебные заведения и т.д.
Исследователи отмечают вехи научно-технической революции, но они не заметили, как выкристаллизовывалась среда развития, которая развивалась сама по себе. Начиная с семнадцатого века появилась организованная наука, благодаря ей, не заметно для себя, граждане стали среду развития все осмысленно совершенствовать. Поэтому она стала все быстрее менять общество. На сегодняшний день скорость развития общества все время возрастает, по терминологии механики двигаемся ускорено.
Известно, что научно-техническая революция приводит к тому, что она существенно меняет общество, не только в стране, но и в мире, а сложившаяся система управления государством меняется медленно или меняется не в ногу с обществом. Так возникает противоречие, описанное классиком, верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.
Сейчас идет научно-техническая революция создания и внедрения инновационных технологий во все сферы деятельности человека. Современное общество находится в непрерывном развитии, где правят балл цифровые технологии. Скорость появления нового возрастает, а система управления обществом еще сильнее отстает. Поэтому успех будет там, где появятся инновационные технологии не только для производства чего либо, а инновационные технологии управления, в том числе назначение (не выборы) управленцев, правовой деятельности государства, причем взаимосвязанные, чтобы они не отставали друг от друга. Необходимо строить новое общество, в котором среды будут развиваться синхронно, появляться новые, а мешающие развитию исчезать.
О среде развитияПопытаюсь сформулировать её. Среда развития – потенциальная энергия общества, способствующая к активации багажа знаний и целеполаганий человека, полученного в процессе обучения, деятельности, воспитания и подталкивающее его к преобразованию природы и общества.
Среду страны можно представить, как состоящую из нескольких взаимодействующих сред (субсред), как положительных, так и отрицательных. Например, образовательной, научной, культурной, бытовой, торговой, спортивной, преступной и т.п., но главной средой от которой зависит развитие общества является научно-технологическая быстроразвивающаяся среда развития, которая является субсредой по отношению к среде страны. Присвоим ей аббревиатуру НТБРСР. Она включает: образование, науку (фундаментальную, отраслевую), инноватику, систему внедрения, наукоемкие технологии, производство. Эта среда находится во взаимодействии с другими средами.
О среде развития и системеСреда развития формировалась и функционировала хаотически. За это отвечала не только народная среда, но и выстроенная система, которая создавалась государством и обществом «на глазок» без научного обоснования. С развитием научных изысканий система все больше строится государством, основанных на научных понятиях. Среда и система неразрывно связаны друг с другом. Однако роль общества в развитии и функционировании среды должна возрастать.
Коротко о НТБРСР. Эта среда является главной средой развития, только она определяет лидерство страны в мире, её успешность. Она приносит сверхприбыль государству, определяет его независимость и безопасность. Чтобы ее определить, воспользуемся качественным представлением среды, которая базируется на измерителях: свобода-зависимость, активность-пассивность. Такой подход лучше всего описывает данную среду. Как показано на рисунке 1, среду развития можно рассматривать, как состоящую из четырех частей.
Из рисунка видно, что быстроразвивающейся средой развития является среда расположенная в сегменте активность-свобода.
Вектор свободы. Данный вектор свободы не надо путать с абсолютизмом свободы. Речь идет о свободе для активных людей, занимающихся наукой, наукоемкими технологиями, производством, внедрением и т.п. Как известно, проекция векторов бывает, как положительной, так и отрицательной. В разных средах проекция вектора свободы по отношению к координате свободы среды развития может быть отрицательным, т.е. в обществе существуют, как силы «тяги», так и сопротивления. В результате чего результирующий вектор «тяги» может быть маленьким, что делает среду развития – слабо развивающейся.
Рис.1 Векторная модель среды развития
Среда страны состоит из государственной и народной среды, а также субсред, которые условно определяются интересами государства, общества, группы людей и т.п., например, НТБРСР, информационная, управленческая, культурная, партийная, религиозная, либеральная и т.д. Они будут взаимодействовать между собой. Степень и характер взаимодействия различен. Среды могут не только помогать, но и мешать, а могут мешать и помогать одновременно развитию. Например, среда чиновников может помогать и мешать одновременно, что сейчас мы и наблюдаем.
Теоретически среда может быть абсолютно открытой, закрытой или находиться в промежутке. Открытость или закрытость понятие относительное. Относительно какой среды рассматривается данная среда.
Далее не углубляясь в теорию, перечислю аналитические выводы, что мешает максимальным значения вектора свободы:
1. Старая архаичная система управления государством не отвечающая быстроразвивающемуся обществу.
2. Современная среда чиновников.
3. Не отвечающая современным требованиям правовая, законодательная, судебная и правоохранительная системы.
4. Экономическая система.
5. Выборность народом ключевых управленцев страны.
6. Хаотично создаваемая национальная инновационная система.
7. Слабо развитая внедренческая система инноваций в стране.
8. Неправильная трактовка демократии, не отвечающая НТБРСР.
9. Изжившая себя партийная система.
10. …
Все эти проблемы выползают из представлений построения государства из прошлого века и не подходят для века инновационного развития. Сейчас мы наглядно видим, как прогрессивное прошлое становится регрессией настоящего.
Приведу пример на основе законодательной системы. В связи с последними событиями руководство общества, инноваторы, граждане сталкиваются с проблемой быстрых действий для решения насущных задач. Оказалось, что одной из главных проблем является жизнь по законам. Любая инновация сталкивается с непреодолимыми проблемами законодательства – законодательный тупик. Преодолеть быстро, не нарушив статью закона невозможно. Эта проблема стала очевидной при работе правительства, всех государственных структур, ученых, изобретателей, новаторов, да и обычных людей. Она существовала всегда, когда появилась действующая законодательная система, она с ней неразрывно связана. Это противоречие не было сильно заметно, т.к. общество развивалось медленно. Абсурд в том, что написать закон на все случае жизни просто невозможно, особенно для быстроразвивающегося общества. Отсюда путаница и не стыковка законов, отставание от жизни. Поэтому, правовая система и законотворчество не защищают рядового человека, ученых, новаторов и бизнесменов, активных людей. Они остаются абсолютно не защищенными.
В связи со СВО проблема с жизнью по законам особо высветила это. Решить быстро возникающие проблемы, не нарушив законодательство невозможно. И не надо винить госслужащих, что они быстро не решают возникающие вопросы, они живут по противоречивым иногда бестолковым законам, не отвечающим развитию общества и не хотят пойти под суд. Ждут указаний старших начальников, которые их нарушают благодаря тому, что у них есть старший начальник, который не должен нарушать закон, но берет на себя ответственность нарушить его. Поэтому все решения по нарушению закона зависят от главного человека в стране, а он не может объять необъятное. Такое законодательство не отвечает векторам свободы и активности развивающейся среды. У этой проблемы много негативных моментов, но о них в другой раз.
Вектор активности. Несомненно, он связан с высококвалифицированным людским потенциалом – производительными силами. Из теории среды следует, что производительные силы это – трудящиеся, а не трудящиеся и средства производства. Чтобы развивать наукоемкие технологии, выпускать наукоемкую продукцию и т.д., нужны активные люди, главным образом высококвалифицированные кадры.
За максимальное значение вектора активности отвечает в большей степени образование и воспитание.
Далее, не углубляясь в дальнейшее обоснование активности, перечислю проблемы, которые мешают росту этого параметра:
1. Архаичная и где-то убивающая образование в России система образования, не соответствующая для воспроизводства высококвалифицированных, а тем более активных людей. Надежда на улучшение качества образования путем перевода системы образования от западно-соросовского словоблудия к советской – это тоже ошибка, иллюзия. Первую систему можно назвать антисистемой, которая ничего общего с высоконаучным образованием не имеет, я бы ее назвал оружием против научного образования, а вторая все же стала архаикой из-за того, что более пятидесяти лет не развивалась. Главной ошибкой государства, на мой взгляд, явилось отсутствие какой-либо четко поставленной цели для образования. Отсюда, все анонсированные реформы оказались провальными. Из-за этого, мягко говоря, неудачные назначения министров, ответственных за образование и науку.
2. Отсутствие доступных, первичных научно-технических структур, образовательных дисциплин.
3. Отсутствие системы воспитания с нацеленностью граждан на новые достижения общества.
4. Проблемы с бытом, экологией и здравоохранением.
5. …
Переход на 3 стр.